Сітуацыйная дапамога інвалідам

Правілы камунікацыі з рознымі катэгорыямі інвалідаў

  1. При общении  с  людьми,  испытывающими  трудности  при передвижении, необходимо помнить:

         любое  индивидуальное  техническое  средство  реабилитации (трости, костыли, ходунки, кресло-коляска и т.д.)  –  это собственность и элемент  личного  пространства  человека; 

         не  нужно  брать  эти  средства, перемещать их и т.п., не получив на то разрешения со стороны человека с инвалидностью;

          необходимо  всегда  спрашивать,  нужна  ли  помощь,  прежде  чем оказать ее; если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, и затем четко следовать инструкциям;

         если  получено  разрешение  передвигать  коляску,  необходимо сначала  катить  ее  медленно (коляска  быстро  набирает  скорость,  и неожиданный  толчок  может  привести  к  потере  равновесия), нельзя облокачиваться на коляску, подталкивать ногами без разрешения; необходимо  всегда убеждаться  в  доступности  мест,  куда запланировано посещение, узнавать, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить;

         если существуют архитектурные барьеры (например, лестница или бордюр), следует предупредить о них, чтобы человек имел возможность заранее спланировать свой маршрут;

          если  возможно,  следует  расположиться  так,  чтобы  лица общающихся  (в  том  числе  человека  на  коляске)  оказались  на  одном уровне,  например,  сесть  рядом  на  стул,  чтобы  человеку  на  коляске  не пришлось запрокидывать голову (это неудобно, и при некоторых видах нарушений невозможно).

  1. При общении с людьми с нарушениями зрения следует помнить о  необходимости  обозначить  факт  обращения  к  незрячему человеку, например, просто дотронувшись до его плеча и (или) назвав его (если известно имя и отчество), а также предложить свою помощь;       подойдя к незрячему человеку, нужно обязательно назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих (при  необходимости,  уточнить  не  только  имена,  но  и  должности, намерения,  цели  обращения);

          при  желании  дотронуться (пожать  руку),  необходимо сказать  об  этом;

         если  необходимо  завершить  разговор,  отойти  от невидящего человека, предупредив его об этом;

         при  возникновении  проблемы  в  оказании  помощи  невидящему человеку,  стоит  спросить  его  о  характере  помощи  и,  не  смущаясь, попросить  подсказать,  как  ее  оказать,  либо  пригласить  компетентного сотрудника для оказания такой помощи;

          если  незрячий  человек  выразил  готовность  принять  помощь  и нуждается  в  сопровождении,  нужно  предложить  ему  взять сопровождающего за руку (например, согнув руку в локте, предложить инвалиду держаться за нее выше локтя, за предплечье,  предпочтительно двигаться чуть позади  сопровождающего;

         предлагая  помощь,  встать  с  противоположной  стороны  от  руки  с тростью и дать возможность незрячему человеку взять вас под руку; предлагая  незрячему  человеку  сесть,  не  нужно  усаживать  его,  а направить  руку  на  спинку  стула  или  подлокотник, дать  возможность  свободно  потрогать предмет;

         не следует тянуть  кисть  человека  с  нарушением  зрения  к  предмету  и  брать  его рукой этот предмет;

         следует  кратко описывать местонахождение при передвижении,  предупреждать  о препятствиях (ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.;

         не  оставлять  человека  с  нарушением  зрения одного  в  открытом пространстве,  не  предупредив о своем уходе,      необходимо  привести  его  к ориентиру, где он будет чувствовать себя более защищенно и уверенно;

         не  следует  перемещать  мебель,  документы  и  другие  объекты,  не предупредив об этом, не оставлять двери полуоткрытыми;

         при  необходимости  прочесть  что-либо  незрячему  человеку, говорить  необходимо  нормальным  голосом  и  не  пропускать информацию;

         если  это  важный  документ,  не  нужно  для  убедительности  давать его  потрогать;

         когда незрячий  человек  должен  подписать  документ,  обязательно прочитать вслух его содержание, при  этом  не  заменять  чтение  пересказом; 

         инвалидность  не  освобождает  слепого  человека  от ответственности, обусловленной документом;

         всегда  необходимо  обращаться  непосредственно  к  незрячему человеку, а не к его зрячему компаньону;

         когда происходит общение с группой незрячих людей, не следует забывать  каждый  раз  называть  того,  к  кому  обращаетесь,  либо притрагиваться к ним;

         следует избегать  расплывчатых  определений  и  инструкций,  которые обычно сопровождаются жестами;

         при перемещении нужно предупредить собеседника;

         при  общении  вполне  нормально  употреблять  слово  «смотреть», для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать;

         при  спуске  или  подъеме  по  ступенькам  необходимо  перемещать незрячего  перпендикулярно  к  ним;  передвигаясь,  не  делать  рывков, резких движений.

  1. При общении с людьми с нарушениями слуха следует знать, что существует несколько  типов  и  степеней  глухоты:

люди  не слышат  или  не воспринимают  устную  речь  и  могут  разговаривать только  на  жестовом  языке;

люди   могут  слышать,  но  воспринимают отдельные звуки неправильно, с ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости;

люди утратили способность воспринимать высокие частоты  –  разговаривая с ними,  нужно  лишь  снизить  высоту  голоса;

при выборе способа общения постарайтесь узнать  это  у  самого  инвалида;

если  возникают  проблемы  в  устном общении,  предложите  собеседнику  использовать  другой  способ  – написать, напечатать;

         при необходимости найти место, где влияние посторонних шумов или разговоров других людей минимально;

         разговаривая  с собеседником,  смотрите  прямо  на  него,  чтобы  он  одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь;

         говорите ясно и медленно, не нужно  кричать,  особенно  в  ухо;  используйте  выражение  лица, жесты,  телодвижения,  если  хотите  подчеркнуть  или  прояснить  смысл сказанного;

          помните,  что  не  все  люди,  которые  плохо  слышат,  могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов;

         расположиться  необходимо  так,  как  удобно  человеку  с нарушением  слуха  (со  стороны  средства  индивидуального  усиления звука, напротив  источника света,  так как яркое солнце  или тень могут быть помехами и т.д.) и убедиться, что собеседник смотрит на Вас;

         общаясь,  следует смотреть  в  глаза  собеседника,  так  легче  проводить считывание с губ;

         вопросы  нужно  формулировать  так,  чтобы  ответ  был однозначным;

         при  использовании  жестового  языка  или  дактиля  обращаться напрямую к собеседнику, а не к переводчику;

         если  существуют  трудности  при  устном  общении,  предложить другой формат, например, письменную речь.

  1. При общении с лицами с нарушениями речи необходимо помнить:

         нельзя игнорировать людей, которым трудно говорить;

         если  у  человека  проблемы  с  речью,  это  необязательно  означает, что он имеет нарушения слуха;

         не  следует  перебивать  и  поправлять  человека,  испытывающего трудности в речи, начинать говорить нужно только тогда, когда он закончил свою мысль;

         не стоит пытаться ускорить разговор, следует заранее отвести на разговор  с  человеком  с  затрудненной  речью  больше  времени; если времени недостаточно, лучше, извинившись, договориться об общении в другой раз;

         необходимо задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка;

         если  не  удалось  понять  собеседника,  нужно  попросить  его произнести  слово  в  более  медленном  темпе,  возможно,  по  буквам;  не стоит опасаться отрицательной реакции человека, ведь он знает свои проблемы с речью;

         если  затруднена  устная  речь,  использовать  другие  возможности передачи информации для обеспечения понимания  –  письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

  1. При общении  с  лицами,  имеющими  интеллектуальные нарушения,  необходимо помнить:

         не  следует  настаивать  на поддержании  зрительного  контакта,  если  это  не  комфортно собеседнику;

         следует  проявить  терпение,  такт,  внимательно  относиться  к собеседнику, обсуждать все необходимые темы, при этом не стараться заведомо принижать его возможности или его достоинство, не говорить свысока,  резко,  даже  если  для  этого  имеются основания;

         при  разговоре  в  присутствии  человека  с  умственными нарушениями  не  допускать  упоминания  его  в  третьем  лице,  а  также того, что он не понимает смысл сказанного между иными людьми (даже в  случаях,  когда  при  их  общении  используется  сложная  лексика, профессиональные  термины,  длинные  фразы,  образные  выражения  и т.д.);

         если  человек,  имеющий  психические  нарушения,  расстроен, следует спокойно спросить его, в чем ему помочь;

         использовать  ясный  язык,  выражаться  точно  и  по  делу,  не использовать длинных фраз, словесных штампов, образных выражений и  сложных  смысловых  оборотов, рассказывать  все  «по  шагам»,  давать  собеседнику  возможность осмыслить каждый шаг; быть готовым повторить несколько раз;

         следует помнить, что люди с нарушениями умственного развития, сохранившие  дееспособность,  вправе  сами  делать  осознанный  выбор: принимать  помощь  или  нет,  давать  ли  согласие  на  получение  какой-либо  услуги,  принимать  иные  решения,  а  также  подписывать необходимые документы;

         начинать  говорить,  только  убедившись,  что  собеседник  закончил свою  мысль,  не  стесняться  переспросить,  в  случае  недопонимания, попросить  произнести  слово  в  более  медленном  темпе,  возможно,  по буквам;

         в  случае  нехватки  времени,  извинившись,  договориться  об общении в другое время;

         в  разговоре  с  человеком,  испытывающим  трудности  в  общении, слушать  его  внимательно,  быть  терпеливым, дождаться,  когда  человек

сам закончит фразу, не поправлять его и не договаривать за него;

         говорить  в  ровном,  неторопливом  темпе,  используя  понятные слова,  произнося  их  четко  и  делая  более  длинные  паузы,  интересоваться,  все  ли  понятно,  учитывать  продолжительное  время, требующее  для  общения  с  некоторыми  категориями  инвалидов.

свернуть

Асноўныя катэгорыі інвалідаў, якія маюць патрэбу ў сітуацыйнай дапамозе

№ п/п

Код

Преимущественный вид помощи

Ситуационная помощь

Графическое изображение

1

К – инвалид передвигается в коляске

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к мобильности.

Нуждается в помощи сотрудников организации при передвижении по территории организации.

 

2

О – с поражением опорно-двигательного аппарата

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни.

Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации.

 

3

С – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации

Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи и сопровождении, в т.ч. вне дома, в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к ориентации (слепые и слабовидящие).

Инвалид по зрению (слепой). Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации.

 

 

4

Г – инвалид глухонемой или глухой

Нуждается в специализированной помощи (сурдопереводчика) при формальных взаимоотношениях (преимущественно вне дома) в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к общению и межличностному взаимодействию (глухонемые, глухие).

При формальных взаимоотношениях с сотрудником организации нуждается в услугах сурдопереводчика

 

 

5

У – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением

Составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций. При посещении организации инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником организации при возникающих затруднениях.

Сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); ознакомление с расположенной в организации информацией;  помощь в заполнении документов (уточнить информацию)

 

 

 

 

 

свернуть