Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Шчорсаўская сярэдняя школа"
Многие родители обращаются с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки.
Как отмечают специалисты, дети с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны, часто отвлекаются. Кроме того, у них, как правило, возникают трудности в общении с взрослыми и сверстниками.
Не вникая в причины такого поведения, взрослые пытаются ругать, наказывать ребенка, тем самым еще больше усугубляют его неуравновешенное состояние.
Чтобы найти правильный подход к таким детям, необходимо выделить основные причины эмоционального «неблагополучия»:
1. Неблагоприятная семейная обстановка дома.
2. У детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена, или противоречивая) и ожидаемая оценка со стороны близких взрослых.
3. Для таких детей характерен повышенный уровень тревожности.
Семья для всех ее членов является «маленькой крепостью», за стенами которой мы стремимся спрятаться от всех проблем и отдохнуть душой. Этого хотят и взрослые и дети.
Принято считать, что родители любят своих детей и заботятся о том, чтобы они выросли хорошими счастливыми людьми. Но так ли это на самом деле?
Если в семье постоянные конфликты, отношения между родителями эмоционально холодные, то ребенок, не понимая сути разногласий взрослых, чувствует дискомфорт, напряжение.
Иногда ребенок становится связующим звеном между мамой и папой. Чувствуя, что отношения между родителями налаживаются по поводу его проблем (болезнь, плохое поведение), ребенок начинает провоцировать подобные ситуации. При этом он чувствует повышенную ответственность за объединение родителей, а это ноша очень тяжела для него.
Еще хуже, когда ребенок становится в семье громоотводом. Недовольство родителей друг другом, жизненные проблемы – выливаются на ребенка. Он слаб, зависим, и не может дать отпор.
Однако не только взрослые, но и дети, занимая определенную позицию, формируют внутрисемейные отношения. Это не всегда осознается ребенком, но определяет его эмоциональное состояние, поведение, а главное – представляет собой фундамент будущих отношений с людьми.
Специалисты выделят 5 жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру:
1. «Я любим, я нужен и тоже люблю и уважаю вас»
Такая позиция формируется в семье, где ребенок чувствует любовь и заботу, где даже самый маленький имеет право на собственное мнение, право выбора.
У таких детей достаточно высокая самооценка, доверие к окружающему миру, развито умение общаться с взрослыми и сверстниками, развит интерес к познанию.
2. « Я обожаем, я – центр вселенной, все должны мне поклоняться»
Такая установка возникает в семьях, где развит культ ребенка. Самооценка здесь завышена настолько, что поведение таких детей не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям. В результате этого часто возникают трудности в общении со сверстниками. Эти дети боятся самостоятельности, ответственности, привыкнув к тому, что за них все делают близкие. Познавательные интересы ограничиваются только тем, что им нравится. Все это может привести к формированию одинокого, озлобленного человека.
3. «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе»
Такая позиция возникает в семьях, где дети испытывают нехватку родительского тепла и заботы. Дети становятся замкнутыми, плаксивыми, тревожными, у них возникает чувство ненужности, покинутости. Заниженная самооценка, повешенное состояние тревожности, неуверенность в себе характеризует таких детей. В результате может сформироваться «комплекс неполноценности», неумение достигнуть успеха.
4. « Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас»
Ребенок полностью теряет веру в то, что кто-то может его любить, и становится равнодушным. Эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Их жизненный опыт побуждает их как можно быстрее избавиться от внимания взрослых – наказаний, поучений, унижений. Эти дети необщительны, замкнуты. Самооценка их неустойчива, тревожность повышена. От окружающих он ждет безразличия.
5. « Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это»
Эта установка возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны ребенком. Но в этом случае ребенок считает плохим не себя, а родителей. Он ведет себя в семье агрессивно, специально раздражая родителей, «уменьшая» значимость семьи, он, таким образом, психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети по прежнему привязаны к маме и папе, а плохое поведение лишь повод привлечь их внимание к себе. У таких детей повышенная тревожность, ожидаемая со стороны родителей низкая оценка, выраженная агрессивная позиция к окружающему миру.
Уважаемые родители, обнимайте и чаще целуйте своих детей! Говорите им о своей любви и ваши чувства будут взаимны!
Свободное время… Как часто приходится слышать это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать сое свободное время – залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научат завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.
Проводились исследования о занятости детей. Было выявлено: в интервале от часа до четырех подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?
25% ребят гуляет на улице с друзьями;
18% - слушают музыку или смотрят телевизор;
15% - читают и трудятся на дому;
14% - посещают кружки и секции.
Главным «пожирателем» времени взрослых и детей стал телевизор. Однако 40% школьников неравнодушны к телеиграм и видеоклипам, а также к рекламам. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подряд. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.
Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.
По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего свободного времени 9,6% (21 мин), а в выходные – 7,2% (35 мин). Куда же идет остальное свободное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение. И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.
Исследования показали:
во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;
во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;
в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.
В результате опроса установлено, что 65 подростков пробовали употреблять спиртное.
Всех тревожит это довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..
С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, марки, открытки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние подростки?
Исследования и наблюдения показывают, что они предпочитают собирать банки из-под пива, вырезки из газет и журналов, вкладыши от жевательных резинок, кассеты.
И лишь немногие ребята продолжают традицию своих родителей, собирают открытки, значки.
Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь с пользой провести свое свободное время надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят для общения с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей. А если рассмотреть затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.
Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют такие:
· съездить с родителями вместе на отдых;
· сходить в какое-нибудь интересное место;
· поговорить с родителями по душам;
· лучше понимать друг друга;
· мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях.
Рекомендации родителям.
Больше внимания уделяйте общению с детьми.
Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.
Вместе с детьми отдыхайте на природе.
Посещайте театры, музеи, выставки.
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии — это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания — это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня — это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети — жертвы насилия — уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим.
Памятка для родителей.
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни:
1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.
9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»
13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОДРОСТКОВ 10--12 ЛЕТ
4й — 6й класс, то есть 10-12-летний возраст — пограничный между детством и отрочеством. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой — с изменениями в организации обучения (условно-педагогическим кризисом). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка «изнутри», а другой «извне».
Что же происходит с ребенком этого возраста «в рамках возрастного кризиса»?
Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому
возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления
человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в
дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди педагогов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
Основные изменения, происходящие с младшими подростками, касаются: (описаны Д.Б. Элькониным и Т.В. Драгуновой)
— учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по
саморазвитию и самосовершенствованию;
— сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой
жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких
отношений в коллективе;
— взросления как новообразования младшего подросткового периода —
специфической формы самосознания, социального по своей природе и
проявляющегося в «чувстве взрослости»;
— овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с
понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.
Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.
В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя. При решении той или иной задачи подросток ориентируется не только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умения, знания, черты характера) как на решающее условие ее решения. Этот рефлексивный оборот является системообразующим механизмом формирования новообразований младшего подросткового возраста.
Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, — это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если образовательное учреждение не предлагает
учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом — в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.
Следующее существенное новообразование этого возраста — рационально структурированная внутренняя позиция. Она способствует появлению структурности восприятия, что предполагает «осмысленную ориентировку в собственных переживаниях», «логику чувств». Происходит обобщение и классификация переживаний, возникают новые смыслы и отношения к себе.
Внутренняя позиция определяется устойчивой структурой мотивов, что обеспечивает чувственное внутреннее единство и организованность поведения: целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе.
Всѐ это тесно связано и переплетено с осознанием и обоснованностью самооценки, что также является новообразованием младшего подросткового
возраста. Самооценка — это значимый компонент самосознания, имеющий разносторонние характеристики и сложную самостоятельную структуру в личности младшего подростка. Одним из критериев обоснованности самооценки выступает еѐ адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми. Чем выше обоснованность самооценки, тем лучше сформировано индивидуальное сознание, способность к межличностному общению, пониманию собственных переживаний, их причин и результатов своего поведения.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме — в экспериментах со своей внешностью.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего — также отличительная особенность этого возраста. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы и самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
Еще одно новообразование младшего подросткового возраста — полоролевая идентификация. Полоролевые эталоны являются «идеальным планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря рефлексивному обороту на себя. Вхождение их в структуру самосознания и мотивов, в сферу поведения определяется как полоролевая идентификация.
Следующее возрастное новообразование — согласованная я-концепция. По отношению к самооценке я-концепция является более фундаментальной категорией, формируется неразрывно с остальными новообразованиями и осмысливается с помощью понятия потребность.
Основные потребности данного возраста:
В качестве одной из важнейших потребностей младшего подростка можно
выделить потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми, в проявлении собственной внутренней позиции.
В силу специфики возраста подросток строит себе эмоционально выраженный идеал, поэтому важно помогать ребенку наполнять его нравственным содержанием, поскольку «идеальное Я» имеет важное значение для развития я- концепции.
Существенной потребностью младшего подростка рассматривается
потребность в самопознании. Она обусловлена поиском возможностей и границ своего «Я» в рамках ведущей деятельности.
Важной потребностью младшего подростка является и потребность
эмоционального самовыражения и взаимодействия. Так как эмоциональная
сфера является неотъемлемой от рациональной, когнитивной в структуре самосознания, для развития понятийного и абстрактного мышления младшему
подростку необходимо эмоциональное наполнение его деятельности, общения и поведения.
Не менее значима потребность в общении со сверстником своего пола. Данная потребность связана с процессом активной идентификации подростка
вследствие его возрастных изменений.
А что происходит с ребенком этого возраста в рамках «условно педагогического кризиса»?
В сегодняшней школе изменение форм обучения происходит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который один строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» (неприкаянности) детей в школьном здании.
Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основной школу.
Дело, прежде всего, в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой
образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на младшего подростка, а они по многим своим психологическим особенностям — еще действительно младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
Протекание школьной жизни учеников 5-6 класса осложняется еще и неоправданными требованиями, которые начинают предъявлять подросткам
учителя, привыкшие работать в старших классах. Это, мягко говоря, недопустимо по меньшей мере по трем причинам:
1. Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако
такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего
развития, до сих пор ученик работал лишь с отдельными единичными понятиями, лишь с некоторыми понятийными связями. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями пятиклассников-шестиклассников. Новые научные термины и понятия целесообразно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.
2. Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий, порой не учитывает возрастные особенности младших школьников и угрожает эмоциональному благополучию большей части обучающихся. Поэтому так важно работать с учащимся в «зоне его ближайшего развития», что означает помощь и поддержку учителя в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в косвенную, что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это и обеспечит развивающий эффект обучения.
3. Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия
для возможного понимания человека другой культуры, другой эпохи, другого
мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться,
теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего, высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий.
Рекомендации:
Все эти психологические особенности младших подростков объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагоги
найдут целесообразными применение щадящих методов и форм взаимодействия.
В организации процесса обучения важно уделять внимание адаптации учащихся при переходе к кабинетной системе обучения.
При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, но
большое внимание уделять игре, созданию ситуации успеха. Дело в том, что учащиеся этой возрастной группы стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть наглядный результат своего труда.
Основные задачи развития на этом возрастном этапе — развитие логического
мышления, умения оперировать полученной информацией, развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Для этого необходимо создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей.
По мнению многих учителей—предметников, учебная несамостоятельность
выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами.
В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, в основе которого лежит обще классная работа с учебником. Работа с другими
письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута и поэтому вызывает трудности. Кроме этого, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, — это художественные тексты или научно-популярные статьи (описания), апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра средств обучения и характера учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания, к нарушению взаимодействия в
системе «учитель-ученик».
Практические рекомендации:
Особенности физического развития:
— переполнены энергией,
— быстро растут,
— любят действовать: сначала делают, потом думают.
Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, ремесла, активные игры и сценки. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков.
Шумные, любят ссориться.
Приходите раньше детей, чтобы успеть проконтролировать их поведение: помогите им заняться чем-то полезным и интересным. Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу.
Любят быть вне помещения.
Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода
для прогулки. Как можно чаще организовывайте разнообразные экскурсии, прогулки на природу, походы, лагеря.
Нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия.
Предлагайте занятия для применения их способностей. Помогите детям выделиться. Организуйте интеллектуальные и подвижные игры, формируйте у них навыки игры.
Превращаются из ребенка во взрослого, и приобретают способности, присущие полу.
В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на их физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней.
Особенности умственного развития:
— учатся в активной деятельности.
Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают лекции. Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов.
Проявляется сильное осознание географии и истории, интерес к фактическому изучению.
Очень критичны, особенно ко взрослым.
В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться. Поэтому будьте примером осмысленности и правоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.
Активно развивается логическое мышление.
Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.
Преобладает конкретное мышление.
Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы.
Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление.
Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков.
Особенности социального (общественного) развития:
— могут принимать ответственность на себя.
Организовывайте уроки с ответственными лицами за определенную тему. Придумывайте различные комитеты, групповые планирования, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом, чтобы сами дети не замечали: иначе у них пропадает чувство ответственности и появляется чувство недоверия к нему. Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей.
Сильное чувство компании, команды.
Позвольте классу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности к группе и личное внимание. (Но не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они хотят быть самостоятельными.)
Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости.
Необходимо задействовать их во время работы в классе. Учительский монолог у подростков просто не найдет отклика, поэтому очень важны различного рода
дискуссии, игры в ролях и т.д.
Обладают самосознанием.
Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них думают и другие. Будьте осторожны, чтобы не сделать замечание, которое может быть воспринято как критика. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о
них положительно. Способствуйте возникновению ситуаций, способствующих проявлению различных сторон личности подростка, формированию его морального индивидуального сознания и самосознания.
Сверхчувствительны к критике.
Будьте осторожны, выбирая путь к их душе. Берегите чувства детей. Никогда не исправляйте, унижая. Если возможно, делайте это наедине.
Хотят казаться дерзкими и смелыми.
Младшие подростки любят истории о смелых и дерзких людях. Эти истории поддерживают их собственную потребность испытать приключения и проявить мужество.
Острое чувство юмора, много шума и хихиканья.
Вызывайте и правильно направляйте юмор. Учите оценивать что смешно, а что нет. Позволяйте себе смеяться вместе с ними.
Памятка для родителей
Младший подростковый возраст
(5–7 класс) — это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии.
Это благоприятный возраст во взаимоотношениях взрослых и детей.
Психологические особенности младшего подросткового возраста.
1. Начало бурного психофизиологического развития: изменение пропорций тела и силы мышц приводят к временным нарушениям координации движений, возникают трудности в устной и письменной речи. Гормональная перестройка, подростковый кризис 12-13 лет.
2. Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение. Активно развиваются дружеские связи, наблюдаются признаки первой любви.
3. Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том, чтобы ему дали проявлять самостоятельность как взрослому, и нуждается в опеке, защите, как ребенок.
4. Чувство взрослости (переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка приобрести умения и качества взрослого человека, воплощающие образцы «настоящего мужчины» и «идеальной женщины», стремление делать что-то полезное).
5. Самооценка складывается на основе объективной оценки всей его деятельности (когда оценивают другие), на оценке собственных способностей, интересов в учебе («могу —не могу») и на оценке своей внешности( «красивый- некрасивый»).
6. Мотивация учения. У подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает интерес к окружающему миру, преобладает мотив общения со сверстниками.
С другой стороны, именно этот период является благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации: учение приобретает личностный смысл («учусь для себя»).
7. Специфика интересов: интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками. Появляется «мода на интересы»- безоглядность какого-нибудь увлечения, когда интерес вдруг приобретает для подростка сверхценный характер (музыка, графити, спорт и т.д.).
8. Подростковые обманы и ложь возникают на почве боязни не соответствовать группе сверстников и одновременно пойти против воли родителей. Это заставляет подростка «выкручиваться» — врать и друзьям и родителям, чтобы сохранить свою самооценку и положение.
9. Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей (объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами при этом не умеют «по-взрослому» выражать чувства. Возникает определенная неловкость в детско-родительских отношениях: и те и другие сомневаются в любви друг друга и даже конфликтуют по этому поводу.
10. Возникновение «ценностного конфликта»: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости, обвинение взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и ценностям, которые проповедуют.
11. Подростковая лень связана с функциональным состоянием подростка. Бурный рост, созревание организма, психологические изменения приводят к повышенной утомляемости, снижению работоспособности.
Кризис 13 лет — это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм и правил («я уже не ребенок»).
Смысл подросткового кризиса: через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях подросток удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. У него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
Симптомы Кризиса 13 лет
1. упрямство
2. строптивость
3. негативизм
4. своеволие
5. протест-бунт
6. обесценивание взрослых
7. ревность к собственности (личная жизнь)
Рекомендации родителям по оптимизации взаимоотношений с
Подростками:
одна из важных сфер жизнедеятельности для подростка — общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное — не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг), поэтому родителям важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими. Подростки очень много знают, но многие дети не умеют управлять своим поведением, отсюда задача родителей — воспитание силы воли у подростков, путем научения его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям ребенка (например, закончить четверть без «троек»); родителям важно научить подростка составлять план действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению);
подростки нуждаются в уважении и признании взрослых. Предоставив им это, родители смогут улучшить взаимоотношения с детьми; дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые; чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам ;решение «ценностных конфликтов»: родители должны не пассивно соглашаться с подростком, а аргументировано отстаивать собственную позицию ( спокойное,доброжелательное противодействие).
Родители должны изменить прежние формы выражения своих чувств по отношению к своему ребенку-подростку, перейти на «взрослый уровень» эмоционального реагирования.
Родители должны уметь оказывать своему ребенку психологическую
поддержку: замечать малейшие достижения ребенка, опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов; показывать, что вы удовлетворены ребенком; внести юмор во взаимоотношения с ребенком, демонстрировать оптимизм.
Помните, что вы тоже были детьми и совершали много
ошибок.
Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного, непонятого», искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?
Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста — с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, «своя» музыка — это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.
Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей — это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
Попробуйте на минуту почувствовать себя подростком и старшеклассником. Какие слова они чаще всего слышат в школе и дома?
От учителей и от родителей они слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!».
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь:»; «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...» А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку или юноше? А говорят они следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я старше и умнее...»
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Ребята понимают, что они «не могут ничего» для них — одни запреты, а взрослые — «могут все», у них — полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Слова «должен», «обязан» вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на них ноши долга. Поэтому такие заявления необходимо свести к минимуму.
Основными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними и условиями им способствующими являются:
§ индивидуальные свойства, возрастные, психологические и иные особенностями личности правонарушителя в условиях его неблагоприятного воспитания и формирования (внутренние причины);
§ обстоятельства непосредственной ситуации, в которой было совершено правонарушение (внешние причины – т.е. условия).
Внутренние причины:
o возрастные изменения психики;
o психические расстройства;
o вредное влияние микросреды;
o бытовые взаимоотношения;
o пропаганда жестокости и насилия;
o низкая организация воспитательной работы;
o направленность личности;
o низкий культурный и образовательный уровень учащихся и т.п.
Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление.
Внешние причины:
o отсутствие контроля за поведением;
o неучастие в личной жизни несовершеннолетнего родителей, близких;
o тяжелые жизненные обстоятельства;
o конфликтная ситуация;
Деятельность органов внутренних дел по профилактике несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Инспекция по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) – одно из главных звеньев в существующей системе профилактики антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с вышеуказанным законом деятельность ИДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних осуществляется мерами общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Общая профилактика правонарушений, совершаемых подростками, осуществляется в четырех основных сферах:
o в семье;
o в трудовом коллективе;
o в учебных учреждениях;
o по месту жительства.
Участковый инспектор ИДН при проведении профилактической работы с несовершеннолетними:
o разъясняет последствия совершения ими правонарушений;
o выявляет и принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений;
o собирает и обобщает информационно-статистические материалы на учреждения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Деятельность человека состоит из поступков.
Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.
Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.
В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права.
Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Ст. 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1. Убийство (ст. 139)
2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 144)
3. Причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 147)
4. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149)
5. Изнасилование (ст. 166)
6. Насильственные действия сексуального характера (ст. 167)
7. Похищение человека (ст. 182)
8. Кражу (ст. ст. 205)
9. Грабеж (ст. 206)
10. Разбой (ст. 207)
11. Вымогательство (ст. 208)
12. Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст. 214)
13. Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст. 218)
14. Захват заложника (ст. 291)
15. Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 294)
16. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309)
17. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 327)
18. Хулиганство (ст. 339)
19. Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
20. Осквернение сооружений и порчу имущества (ст. 341)
21. Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст. 413).
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ПОЯСНЕНИЕ
Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:
1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
2) за мелкое хищение (статья 10.5);
3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);
4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);
5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);
6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);
8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);
9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);
10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);
11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);
13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);
14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);
15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).
3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Приоритетом в работе школы по предупреждению правонарушений и преступлений является проведение ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Проблемы в поведении учащихся:
1. Уклонение от учебы вследствие:
§ неуспеваемости по большинству предметов;
§ отставания в интеллектуальном развитии;
§ ориентации на другие виды деятельности;
§ отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
§ отказ от общественных поручений;
§ пренебрежительное отношение к делам класса;
§ демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
§ пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
§ употребление спиртных напитков;
§ употребление психотропных и токсических веществ;
§ тяга к азартным играм;
§ курение;
§ нездоровые сексуальные проявления.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
§ грубость;
§ драки;
§ прогулы;
§ пропуски занятий;
§ недисциплинированность на уроках;
§ избиение слабых, младших;
§ вымогательство;
§ жестокое отношение к животным;
§ воровство;
§ нарушение общественного порядка;
§ немотивированные поступки.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
§ равнодушное;
§ скептическое;
§ негативное;
§ ожесточенное
В нашей школе развита среда, которая расширяет безопасное пространство для несовершеннолетнего, позволяя тем самым развиваться и реализоваться в различных сферах своих интересов, разнообразить свой досуг. Наиболее широко в данном направлении в школе представлена внеурочная деятельность, учитывающая интересы и потребности современных детей.
В школе действуют кружки и секции дополнительного образования, осуществляются различные досуговые программы, хорошо поставлен процесс организации любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной).
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:
1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.
Направления работы по предупреждению правонарушений учащихся:
§ Профилактическая работа с учащимися: проведение месячников правовых знаний, бесед, занятий по правовому просвещению и предупреждению правонарушений; тематические классные и информационные часы с представителями правоохранительных органов; организацию школьных праздников; функционирование Совета по профилактике преступлений и правонарушений;
§ Организация досуговой деятельности несовершеннолетних: работа спортивных секций; дополнительное образование; проведение тематических вечеров; экскурсий, акций;
§ Работа с родителями: проведение родительских собраний, лекций, посещение семей на дому социальными педагогами совместно с психологами, администрацией; совместное проведение школьных праздников;
§ Организация работы школы в период каникул: проведение спортивных соревнований; организация свободного времени учащихся, состоящих на различных видах учета; работа детского школьного оздоровительного лагеря, различные выездные мероприятия;
Работа социально-психологической службы школы: диагностическая работа с детьми девиантного и аддиктивного поведения; психолого-педагогические консультации для учащихся; работа консультационного пункта для родителей, социально-педагогическая помощь педагогам и прочее.
Функции педагога социального по предупреждению правонарушений и преступлений учащихся:
§ образовательно-воспитательную;
§ диагностическую;
§ прогностическую;
§ организаторскую;
§ предупредительно-профилактическую;
§ охранно-защитную;
§ организационно-коммуникативную.
Особое значение имеет предупредительно-профилактическая деятельность, которая учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний в школе. Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем, так и уже имеющихся. Учебный год социальный педагог начинает с социально-педагогической паспортизации школы. Это дает возможность определить социальные институты, сотрудничество с которыми целесообразно при организации социального воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и их семей.
В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных учащихся, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Недели профилактики правонарушений, в рамках которых проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, правовое воспитание учащихся, пропаганда правовых знаний.
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают объединения по интересам. Успешно работают спортивные секции.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.