Работа па супрацьдзеянні карупцыі

Нарматыўна-прававыя дакументы

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. N 305-З «О борьбе с коррупцией» http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11500305&p1=1

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  15 декабря 2014 г. N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-5- ot-15-dekabrja-2014-g-10434/

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 июня 2014 г. N 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»    (в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2015г. № 231-З (редакция 10.07.2015г.) http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H11400165

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 января 2003 г. N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» http://www.pravo.by/document/index.php?guid=2012&oldDoc=2003-8/2003-8(037-084).pdf

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2016г. N 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21600019&p1=1

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 июля 2012 г. N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11200419

    «ГАРАЧАЯ ЛІНІЯ» па пытаннях захавання антыкарупцыйнага заканадаўства

    Па пытаннях парушэння антыкарупцыйнага заканадаўства ва ўстанове адукацыі, Вы можаце 

    патэлефанаваць:

    8(01597) 31952 – Палазок Ігар Мікалаевіч, дырэктар ДУА «Шчорсаўская сярэдняя школа»

 ПАМЯТКА о составах коррупционных преступлений

 КАРТА коррупционных рисков управления образования Новогрудского райисполкома

 ПЕРЕЧЕНЬ лиц с наиболее высоким коррупционным риском

 ПОЛОЖЕНИЕ об урегулировании конфликта интересов между работниками и управлением, 

 учреждением образования

План мерапрыемстваў па процідзеянні карупцыі ў дзяржаўнай установе адукацыі "Шчорсаўская сярэдняя школа"

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственный

Организационно-практические мероприятия

1.

Рассматривать вопросы профилактики коррупционных преступлений, исполнение антикоррупционного законодательства на совещаниях при директоре

 

2 раза

в

год

 

Директор учреждения образования

2.

Рассматривать обращения граждан, содержащие факты коррупции со стороны учителей и других работников учреждения образования

 

постоянно

Директор учреждения, члены комиссии

3.

Проводить анализ результатов выпускных экзаменов на педагогическом совете по вопросам выполнения Правил аттестации учащихся, соблюдения нормативных актов по выдаче свидетельств о базовом образовании, аттестатов о среднем образовании

июнь

Заместитель директора по учебной работе

Кадровое, организационно-техническое обеспечение

4.

Обеспечить согласование с управлением образования назначения заместителей директора

 

постоянно

Директор учреждения

5.

Осуществлять прием работников в учреждение образования с предупреждением о соблюдении ограничений, предусмотренных законом РБ «О борьбе с коррупцией»

 

постоянно

Директор учреждения, инспектор по кадрам

6.

Осуществлять прием на работу педагогических работников и вспомогательного персонала в строгом соответствии со штатным расписанием учреждения образования.

 

постоянно

Директор учреждения, инспектор по кадрам

7.

Обеспечить конфиденциальность олимпиадных заданий проводимых в учреждении образования по учебным предметам

ежегодно

октябрь, апрель

Заместитель директора по учебной работе

8.

Доводить информацию о коррупционных правонарушениях до работников учреждения образования на совещаниях при директоре. Применять меры дисциплинарного и административного воздействия, вплоть до освобождения от занимаемой должности, к работникам, допустившим нарушения антикоррупционного законодательства

 

 

 

в случаях выявления

Директор учреждения, заместитель директора по учебной работе

9.

Проводить встречи в трудовом коллективе, с учащимися, родителями по вопросам исполнения антикоррупционного законодательства

 

1 раз в год

Директор учреждения, заместитель директора по учебной работе

10.

Директору школы принимать действенные меры по полному возмещению выявленного ущерба, вносить предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях

 

в случаях выявления

 

Директор учреждения

11.

Обновлять информационные стенды в учреждении образования с информацией о предоставляемых услугах

сентябрь, январь

Заместитель директора по учебной работе

12.

Исключить факты сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов, выпускных вечеров и других мероприятий

постоянно

Директор учреждения

13.

Размещение на сайте школы информации об антикоррупционном законодательстве. Информирование о работе, проводимой государственными органами по борьбе с коррупционными проявлениями в обществе

постоянно

Коледа О.И.

Контрольные мероприятия

14.

Контроль за эффективным расходованием внебюджетных денежных средств, использованием и сохранностью государственного имущества

1 раз в полугодие

Директор учреждения, заведующий хозяйством

15.

Контроль за обоснованностью распределения учебных часов, часов факультативов

сентябрь, январь

Заместитель директора по учебной работе

16.

Осуществлять контроль за процессом сдачи выпускных экзаменов с целью предупреждения коррупционных действий со стороны преподавательского состава

 

июнь

Директор учреждения, заместитель директора по учебной работе

свернуть

Аб прымаемых мерах па супрацьдзеянні карупцыі

Министерство образования проводит плановую системную работу по обеспечению выполнения антикоррупционного законодательства.

    Среди основных направлений работы следует выделить следующие:

  • повышение правовой культуры работников и обучающихся;
  • проведение профилактических мероприятий, устранение факторов, способствующих коррупционным преступлениям;
  • усиление контрольной деятельности.

   В учреждениях и организациях, подчиненных Министерству образования, аппарате министерства проводится постоянная информационно-разъяснительная работа по ознакомлению с нормативными правовыми актами, регламентирующими антикоррупционную деятельность. В соответствии с требованиями законодательства прием работников на государственную службу осуществляется при обязательном предоставлении декларации о доходах и имуществе, а также подписании обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законами Республики Беларусь ”О борьбе с коррупцией“ и ”О государственной службе в Республике Беларусь“. 

   Министерство информации Республики Беларусь в целях реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией указывает на необходимость предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

   Одним из основных нормативных правовых актов, относящихся к сфере антикоррупционного законодательства, по праву является Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З "О борьбе с коррупцией" (далее - Закон), в который внесены существенные изменения.

   Следует отметить, что названный Закон подвергнул существенным корректировкам термин "государственные должностные лица". К государственным должностным лицам дополнительно отнесены сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, имеющие специальные звания; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов.

   С новым содержанием указанного термина изменена и редакция статьи 17 Закона, которая устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц. Теперь государственное должностное лицо не вправе:

   **заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики);

   **совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без такого согласования совершение указанных сделок иным должностным лицам;

   **совершать от имени негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам в нарушение порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь о хозяйственных обществах;

   **принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

   **иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

   **выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

Государственные служащие, имеющие в собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций, обязаны в трехмесячный срок после назначения (избрания) на должность передать их в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы.

   Уточнен перечень лиц, обязанных по закону представлять декларации о доходах и имуществе. Ранее представлять декларации о доходах и имуществе должны были те, кто поступает на госслужбу или является госслужащим, а также члены их семей. Согласно поправкам эта обязанность распространяется еще на лиц, приравненных к государственным должностным лицам, на супругу (супруга) и совместно проживающих с ними близких родственников, ведущих общее хозяйство.

   Закон № 332-З ввел новый термин "конфликт интересов". Конфликт интересов - ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе). Такой конфликт интересов возникнет, например, если сотруднику правоохранительного органа необходимо рассмотреть дело об административном правонарушении, которое совершено юридическим лицом, учредителем которого является его свойственник.

   Закон дополнен новой статьей, которая позволяет урегулировать конфликт интересов. Так, государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать возникновение конфликта интересов. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе). О возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода его руководитель информирует руководителя государственного органа, иной организации.

   Руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов руководитель государственного органа, иной организации вправе:

   **дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

   **отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов;

   **перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;

   **поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения;

   **принять иные меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Система мер борьбы с коррупцией дополнена требованиями о проведении антикоррупционного образования и воспитания и об обеспечении гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц.

   Определены дополнительные гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции. Установлено, что физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, связанного с коррупцией, или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства.

   Физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам при наличии достаточных данных, указывающих на то, что в отношении их имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий, гарантируется применение мер по обеспечению безопасности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

   В целях обеспечения защиты интересов государства от вреда, причиняемого в результате незаконной минимизации сумм налоговых обязательств, издан Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств"(далее – Указ № 488).

  Согласно нормам Указа № 488 коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (далее, если не установлено иное, - субъекты предпринимательской деятельности) подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр) при наличии одного или нескольких следующих оснований:

   **в деятельности субъекта предпринимательской деятельности согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства либо бланки строгой отчетности субъекта предпринимательской деятельности и (или) его текущие счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях использовались в совершении преступлений, предусмотренных статьей 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

   **на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

   **сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5000 базовых величин и при этом его руководитель, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

   **фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством;

   **субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения (не обратился в регистрирующий орган для внесения изменений в свидетельство о государственной регистрации в случае изменения места жительства), при этом руководитель коммерческой организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное в установленном порядке действовать от имени субъекта предпринимательской деятельности лицо не представляют без уважительных причин документы, запрашиваемые органами, указанными в части первой подпункта 1.3 Указа № 488, либо не являются по вызовам (приглашениям) этих органов;

Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - реестр) создается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь по информации представленной инспекциями Министерства по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля, Министерством финансов и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами.

   Все сведения, содержащиеся в реестре, будут размещаться на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет, быть открытыми и общедоступными. Таким образом, начиная с 2013 года каждый при заключении той или иной сделки сможет в режиме on-line проверить, не содержится ли его контрагент в реестре и стоит ли вообще иметь с ним дело.

   Субъекты предпринимательской деятельности подлежат включению в реестр при наличии одного или нескольких оснований, предусмотренных в подпункте 1.1 пункта 1 Указа № 488. Следовательно, любое из перечисленных оснований является достаточным для включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр.

   Министерство информации обращает внимание руководителей подчиненных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и переданы в управление Мининформу, что в целях обеспечения сохранности имущества и недопущения фактов хищений путем злоупотребления служебными полномочиями необходимо проводить мероприятия по профилактике хищений государственного имущества, усилить внутрихозяйственный контроль, не реже одного раза в полугодие проводить заседания комиссии по противодействию коррупции.

свернуть