Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Шчорсаўская сярэдняя школа"
Общие положения
|
Функции. 1. Организация образовательного процесса
Классный руководитель:
|
2. Работа с семьей
Классный руководитель:
|
3. Организация самоуправления в классе
Классный руководитель:
|
4. Трудовая деятельность класса
Классный руководитель:
|
5. Психолого-педагогическая диагностика и коррекцияexpand_less
Классный руководитель:
|
6. Индивидуальная работа с детьми
Классный руководитель обязан:
|
7. Работа по обеспечению здоровых и безопасных условий воспитательного процесса в классе
Классный руководитель:
|
8. Работа по организации шестого школьного дня
Классный руководитель:
|
Ответственность
Классный руководитель:
|
Взаимоотношения. Связи по должности
Классный руководитель:
|
Заповеди хорошего учителя и классного руководителя
|
ЕЖЕДНЕВНО
Контроль за:
• посещением занятий;
• внешним видом обучающихся;
• состоянием здоровья;
• выполнением правил внутришкольного распорядка учащимися;
Профилактика:
• опозданий;
• противоправного поведения;
• конфликтов.
Организация:
• дежурства учащихся в классном кабинете;
• питания учащихся;
• ученического самоуправления;
• индивидуальной работы с учащимися и их законными представителями.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
Контроль за:
• ведением дневников;
• пропусками уроков.
Организация и проведение:
• информационного часа, классного часа, мероприятий ;
• работы с родителями;
• работы с учителями-предметниками, работающими в классе.
Анализ:
• успеваемости;
• уровня воспитанности;
• организации питания;
• выполнения правил поведения учащихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО
Посещение:
• уроков учителей-предметников в своем классе.
Собеседование с:
• педагогом-психологом;
• педагогом социальным;
• педагогом-организатором:
• учителями-предметниками.
Организация:
• заседаний родительского комитета класса;
• работы классного актива.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ
Проводит:
• родительское собрание.
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
Оформляет:
• классный журнал;
• личные дела учащихся.
Участвует в работе:
• методического объединения классных руководителей;
• педагогического совета.
Анализирует:
• воспитательную работу;
• успеваемость;
• уровень воспитанности учащихся.
В КОНЦЕ ГОДА:
• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся;
• собирает и представляет администрации школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).
Методические рекомендации по организации и проведению классных часов
Классный час является интегрированной формой учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.
Основная цель и функции классного часа.
Классный час - это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других наук не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.
Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.
Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.
Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.
Воспитательной целью классного часа является формирование запланированного, точно определенного отношения учащихся к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:
- «Пробудить чувства уважения к миру животных, соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;
- «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;
- «Сформировать навыки законопослушного поведения»;
- «Содействовать выработке собственных нравственных взглядов, суждений, оценок».
Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как с синонимическими. В определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия. И задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.
Методика и техника организации классного часа.
Классные часы можно систематизировать следующим образом:
классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;
классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;
классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;
классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;
система классных часов для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Познай другого»,
«Общение и этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейных отношений», «Основы законопослушного поведения», «Культура здоровья», «История, культура, природа родного края», «Профориентация»).
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:
- определить тему с учетом основных задач воспитания на современном
этапе;
- четко сформулировать цель и задачи;
- продумать содержание;
- определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать
взаимосвязь этапов;
- подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;
- подготовить вспомогательные материалы (наглядные пособия,
музыкальное оформление, раздаточный материал и др.), пригласить
специалистов, интересных людей или родителей;
- включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения
классного часа, распределить задания между участниками и группами;
- проанализировать его результативность.
Структура классного часа
Структура классного часа состоит из трех частей:
Рекомендуемые современные формы проведения классных часов:
интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.
Тематика классных часов.
Планируя тематику классных часов на учебный год необходимо изучить инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях, которое печатается ежегодно в августе в «Настаўніцкай газете», учитывать задачи и направления воспитательной работы, актуальные в учебном году.
Важно выстроить тематическую систему классных часов как целенаправленный процесс, создать условия для спокойного общения. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Информация, которая отбирается для классного часа должна быть познавательной, яркой и интересной, с массой примеров.
Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности, воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, 5-х –7-х классов актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.
Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа, классный руководитель должен учитывать возрастные особенности детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.
Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное. Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого воспитателя.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых можно спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Сценарии и разработки классных часов печатаются в ежемесячных научно-методических российских и белорусских журналах: «Классный руководитель», «Практика административной работы в школе», «Воспитание школьников», «Воспитательная работа в школе», «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця», «Пазашкольнае выхаванне», «Народная асвета» и др.
Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни страны.
Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.
Информационные часы проводятся еженедельно и должны быть прописаны в режиме работы учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания необходимо учитывать мнения и пожелания учащейся молодежи, особенности образовательного процесса учреждения образования.
Информационный час может стоять в расписании в любой день недели. Временной промежуток информационного часа − от 20 до 45 минут.
Организация информационного часа в учреждениях образования требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.
Этапы подготовки информационного часа
Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.
При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления учреждения образования, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.
В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:
Примерные формы проведения информационного часа
Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» − мероприятие для учащейся молодежи в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия. Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….», выбор лучшего вопроса.
«Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей.
«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.
«Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией. Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.
«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учреждения образования (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники учреждения образования. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.
«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др.
Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами.
Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
Мастер-класс – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом).
Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее.
Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.
Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме. Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.
Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.
Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:
разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;
развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;
разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;
повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.
Качество проведения информационного часа рекомендуется оценивать по различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывы обучающихся и студентов, которые они могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.
Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями.
Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся и студентов, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.