Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
"Шчорсаўская сярэдняя школа"
Несомненно, одним из ключевых моментов крепкого здоровья и хорошей учебы младших школьников – это правильно организованный режим дня. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость.
Распорядок составляется с учетом биологических ритмов организма и направлен на обеспечение высокой работоспособности в период бодрствования. Большую часть времени дети проводят в семье, и обязанность родителей – помочь им организовать свою деятельность и создать полноценные условия для роста, развития и труда.
Распорядок дня учащегося – разумное сочетание занятий и отдыха. В основе правильно организованного режима дня лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.
При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Режим дня школьника (примерно)
6.30 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)
6.30-7.00 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет
7.00 -7.30 - Утренний завтрак
7.30 -7.50- Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе
8.00 - 12.00 - Занятия в школе
12.00 -12.30 Дорога из школы или прогулка после занятий в школе
12.30 -13.00 Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)
13.00-14.00 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)
15.00 - 16.15 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе
16.15 - 16.30 - Полдник
16.30 - 17.30 - Приготовление домашних заданий
17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе
19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком)
20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)
Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 — 21.00, а старшие — в 22.00, самое позднее — в 22.30.
Занятия можно менять местами. Основываясь на предпочтениях и приоритетах ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.
Большое внимание следует обратить на сон, малыши и подростки должны находиться в кровати не менее 10 часов. За это время они полностью восстановят силы и начнут новый день в хорошем настроении. Надо отправляться в постель не позднее 22 часов, тогда раннее пробуждение не станет стрессом.
Необходимы ежедневные длительные прогулки на воздухе. Они полезны для здоровья и умственной деятельности. На улице дети много двигаются, устают физически и в результате быстро засыпают.
Надо рационально подготовить рабочее место, удалить лишние вещи с письменного стола. Это поможет учащемуся не отвлекаться при подготовке домашнего задания. Важно организовать хорошее освещение, чтобы ребенок не напрягал глаза и меньше уставал.
Помощь родителей настраивает на успех
Не стоит думать, что, отправив ребенка в школу, вы сможете спокойно отдыхать от всяческих забот. Это не так. В первые пару недель, которые проводятся в школе, малыш адаптируется к обстановке, делится летними впечатлениями о прошедших каникулах, они возбуждены и не готовы погрузиться полностью в учебу. Он еще не готов полностью погрузиться в учебный процесс.
Необходимо вместе с малышом делать уроки, при этом надо следить, чтобы нагрузка не была чрезмерной. После того, как учащийся привыкнет к ежедневным занятиям и домашним заданиям, можно ослабить контроль.
Именно поэтому крайне важно каждому родителю помогать своему ребенку и составить режим дня.
Вы сможете заметить, как ребенок адаптируется. Он станет более серьезным и сконцентрированным. Вот тогда и можно предоставлять ему больше самостоятельности в уроках. Не нужно сразу же взваливать на малыша кучу обязанностей. Это может стать причиной стресса или замкнутости. Важно прислушиваться к сыну или дочери, интересоваться их успехами и проблемами.
Принципы правильного питания для школьников
Чтобы жизнь вашего сына или дочери была активной, а учеба шла без проблем, ребенку нужно правильно и качественно питаться. От того, что ест человек, зависят его память и скорость мышления. Поэтому, правильное питание школьника это залог отличной успеваемости
Еда должна обеспечивать детей необходимым количеством энергии для двигательных и психологических процессов.
Еду необходимо балансировать. В ней должны присутствовать жиры, белки и углеводы.
Рацион нужно разнообразить, чтобы ученик получал все витамины, минералы и микроэлементы.
Нужно помнить, что фрукты-овощи надо мыть, мясо перед обработкой тоже. Также необходимо соблюдать срок годности и санитарные требования.
Нужно иметь в виду индивидуальные особенности ребенка. У кого-то может быть непереносимость лактозы или аллергия на разные продукты.
В течение всего дня организм ребенка должен пополняться калориями, чтобы компенсировать затраты энергии.
Бобовые нужно есть 1-2 раза в неделю.
Необходимо соблюдать режим питания.
Оптимальное расписание приемов пищи
На распорядок приема еды малыша, который ходит в учебное заведение, влияет смена обучения. Если школьник учится в первую смену, то расписание приема пищи будет следующим:
Завтрак в 7-8 часов.
Второй завтрак в 10-11 часов.
Обед в 13-14 часов.
Ужин в 19 часов.
Если школьник учится во вторую первую смену, то расписание приема пищи будет следующим:
Завтрак в 8-9 часов.
Обед в 12-13 часов.
Полдник в 16-17 часов.
Ужин в 20 часов.
автрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать школьник должен максимум за два часа до сна.
Детям готовить еду можно любым методом, но все же не стоит переусердствовать с жаркой. Тем более, если у сына или дочери маленькая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Лучше всего пищу тушить, запекать или отваривать.
Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчёты. Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку.
Современный ребенок растет в среде, в которой компьютер – такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые телефоны. Для родителей же компьютер может стать головной болью, ведь он не так уж безопасен, как может показаться на первый взгляд. Главная опасность компьютера (как, впрочем, и достоинство) в его бесконечной увлекательности. При этом не то что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью: не испортить глаза, не искривить позвоночник и т.д.
О пользе и вреде компьютера можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, школу... Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и, в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: ·Сидячее положение в течение длительного времени;
·Воздействие электромагнитного излучения монитора;
·Утомление глаз, нагрузка на зрение;
·Перегрузка суставов кистей;
·Стресс при потере информации.
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Воздействие на зрение, еще одно из неприятных изменений. Наши глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора.
Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром". Перегрузка суставов кистей рук. От постоянных ударов по клавишам нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению заболеваний, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук. Стресс при потере информации. Но бывают последствия и посерьезней. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты. Признаки развития зависимости у ребенка. Но и это еще не все.
У многих пользователей возникает компьютерная зависимость. Что это такое? Это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. Признаки зависимости:
- если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- прогулял школу, так как сидел за компьютером.
- приходит домой, и сразу к компьютеру.
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.
- Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Зависимость можно поделить на три стадии:
Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия — втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум. Третья стадия — полная зависимость. Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики. Выводы исследовательской работы Исследуя вопрос влияния компьютера на здоровье младшего школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Рекомендации при работе на компьютере.
Перед работой за компьютером нужно обязательно сделать разминку. Когда работаешь, нужно сидеть расслаблено. Чаще менять позу, делать перерывы в работе. Пальцы должны быть легкими и расслабленными. Закончив занятие – сделать разминку. Я предполагаю, что школьники соблюдают нормы работы за компьютером дома. В школе уделяется огромное внимание технологиям, помогающим сохранить здоровье. Отношение учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще всего предпочитают различные «стратегии» и «бродилки». А это отрицательно сказывается на их психике и работоспособности. Вопросы, связанные с компьютерной зависимостью, очень интересуют меня, потому что каждый должен знать, как уберечь себя от негативного влияния компьютера. Лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения.
Практически незаменимым по силе своего воздействия является общение ребенка с людьми, входящими в его близкий круг. Это сверстники, с которыми общается ребенок, соседи по квартире или двору, ученики класса, школы. С поступлением в школу, изменением основного вида деятельности с игровой на учебную, у ребенка постепенно на первый план выходят уже личностные характеристики сверстников. Но они еще пока связаны с успехами или неудачами в учебной деятельности.
Организация общения может помочь индивидуальной адаптации, а может и выбросить ребенка за рамки коллективных интересов и деятельности. Каждый ребенок в любой детской группе, будь она коллективом или просто объединением детей, занимает свою социальную нишу. От чего же зависит, какое именно место займет ребенок? От многих причин. Особенностей его характера, умения себя вести, темперамента, принятия или непринятия его учителем, его учебных успехов. Вот далеко не полный перечень формулы социального статуса ребенка в группе. В каждом классе, группе детей есть «вожаки», лидеры, способные увлечь за собой остальных членов группы. Это ребенок с хорошо развитой речью, обладающий коммуникативными умениями и высоким уровнем общительности. Он, как правило, хорошо учится, и у него, что самое главное, все получается! Есть одиночки, которых не интересует жизнь класса. В каждом классе есть ребенок, который не приемлет установки жизни класса и покушения на свое личное пространство. К сожалению, практически в каждой группе детей есть дети отверженные, выпадающие из коллектива.
Тревогу вызывают «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это дети, которые остро нуждаются в помощи взрослого. Это, как правило, ребята, слабо успевающие, не имеющие каких-либо ярко выраженных и приятных для всех способностей. Они тихие, незаметные или, наоборот, громкие и развязные. Их объединяет одно — они не приняты остальными членами в свой круг. Такие дети, как правило, хотят принимать участие в школьной жизни, но зачастую робеют и не знают, как это сделать. Есть среди этих категорий и те, которые переоценивают себя и свою роль в окружающем мире. Они претендуют на высокое место в коллективе или, не делая ничего для того, чтобы их приняли, или, делая все не так, назло и «в пику». Некоторые дети обращают на себя внимание сверстников шутовством и бравадой. В определенной степени это призыв о помощи. Дети семафорят — «Помогите нам!» «Мы не такие плохие!» Вся беда в том, что подобные ребята не умеют приспособиться, не знают, как сделать так, чтобы их приняли. Ведь, как правило, их жизненный опыт в сфере общения довольно печальный.
Важным фактором для них, оказывающим влияние на социальный статус и умение приспособиться к требованиям класса, является общественное мнение коллектива. Оно выражает определенные ценности коллектива. Если эти ценности положительные, то они помогают учителю и родителю в нахождении определенной социальной ниши для ребенка или переводу его из одной социальной группы в другую. Если же общественное мнение имеет отрицательный заряд, то оно может стать мощным противоборствующим фактором, мешающим реализовывать гуманистические задачи взаимодействия воспитателя и «отвергаемого» или «пренебрегаемого». Если ребенок дружит с детьми, которые всем нравятся. Нужно ли спокойно устраниться от анализа их дружбы, если внешне ничего не беспокоит? Думается, что нельзя. Необходимо выяснить мотивы дружбы вашего ребенка с этими детьми. Ведь может случиться так, что он подчиняется своему другу, заискивает перед ним. Это отрицательно сказывается на личностном становлении ребенка, приучает его к подчинительной, унизительной позиции. И первый вопрос, которые родители могут задать себе: «Почему ребенок так себя ведет? Что именно его толкает к излишней услужливости?» Скорее всего он не находит понимания дома. И если ребенок стремится дружить с определенным сверстником, добровольно исполняя роль «услужливой собачки», то необходимо срочно предпринимать педагогические меры. Прежде всего, выяснить, что привлекает ребенка к такому способу заслужить друга.
Для всех детей нет общих рекомендаций по их социализации, но педагогический опыт выделяет некоторые советы, к которым будет разумно родителям прислушаться.
На заметку родителям:
* Помните, что в дружеских отношениях ребенок реализует свои потребности в общении.
* Ни в коем случае не настраивайте ребенка против, если вам не понравился его выбор друга.
* «Подрывную» работу ведите осторожно и медленно.
* Приготовьтесь, что результаты ваших усилий могут быть отдаленными.
* Если ребенок уже «увлекся» другом, неподходящим, по вашему мнению, «разводите» их бережно, медленно, систематически.
* Помните, что дети быстро и легко сходятся, так же быстро и легко расходятся, поэтому не торопите события своим вмешательством.
* Если вы пропустили момент увлеченности вашего ребенка «не тем другом», действуйте осторожно.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможены, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.
Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают "отстающих". В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.
Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечнососудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке ("Дома я хороший. А в школе - плохой", или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.
Это надо понимать прежде всего родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность, неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства - необходимая в жизни настойчивость, из капризов - гибкость переживания, из потребности в похвале - желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку.
Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Виды адаптации и ее продолжительность
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений. На первый взгляд, это не так. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:
1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.
2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.
3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.
4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.
5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.
Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.
В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.
Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).
Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.
На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому учителю важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.
Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.
Личностная, или социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3 Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.
2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.
Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.
Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.
Выше мы уже писали о том, что сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечнососудистой систем.
Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка, как мы уже знаем, является недостаточный уровень школьной зрелости. Частично отставание в развитии ребенка может быть связано и с состоянием его здоровья. Первоклассники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, получившие травматические повреждения на протяжении последнего перед учебой года, труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они чаще пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон. Нередко у них отмечаются повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. С выводами, однако, спешить не стоит: постепенно в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.
Конечно, лучше всего - если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, облегчив ему тем самым адаптацию в первый год обучения. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
Каждому из нас наверняка доводилось видеть первые шаги ребёнка – будь это свой ребёнок, ребёнок друга или просто ребёнок на экране телевизора. Движения малыша ещё совсем неловкие, осторожные, и, сделав несколько шагов, он попросту может упасть. Кто готов помочь ему в эти минуты? Верно, его родители. И ведь это не единственный случай. Всё время взросления ребёнок делает в чём-то свои первые шаги – и каждый раз родители должны быть готовы ему помочь: научить, направить, объяснить, воспитать.
В идеале воспитанию не просто должно уделяться внимание: оно должно исходить от обоих родителей. Представим себе типичную ситуацию: вашего ребёнка обижают другие дети. К кому он может обратиться за помощью? Чаще всего дети склонны жаловаться маме. Но некоторые обращаются к отцу, а порой и вовсе ограничиваются фразой «я всё папе расскажу» или любой похожей. Данный пример доказывает, что роль матери и отца в жизни ребёнка различна.
Не зря природу зачастую отождествляют с матерью. Мама – это целый мир вокруг ребёнка, мир, в котором он может укрыться от опасности, мир, который учит ребёнка жить в гармонии со всем, что его окружает. Благодаря матерям дети адаптируются к жизни в человеческом мире. Мать может научить терпению, своевременности, регулярности. Более того, она должна научить ребёнка этим вещам. Если же мать будет делиться с ребёнком негативом (а порой и проявлять агрессию), это может серьёзно пошатнуть внутренний мир малыша. Хорошую мать не заменять воспитатели, учителя и психотерапевты. Практика показывает, что даже отцам в неполных семьях зачастую это не удаётся. Поэтому кто бы что ни говорил – роль матери в жизни ребёнка является решающей.
В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Правильно, помогать ему в их преодолении. Капризы и излишки эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Да и это ещё не всё. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.
Зачастую всё вышеописанное с готовностью делает старший брат ребёнка, иногда – дядя или дедушка, а порой таким учителем может оказаться и, к примеру, тренер (если ребёнок посещает какую-либо спортивную секцию). И в то же время роль отца нельзя преуменьшать. Как нельзя и преувеличивать роль отца и матери в целом. Ведь нельзя допустить чрезмерной опеки над ребёнком. Если родители начинают делать за своё чадо абсолютно всё, то ребёнок перестаёт даже думать о том, чтобы чему-то научиться в жизни. Не допускайте крайностей ни в чём! Во всём важна мера.
На сегодняшний день роль отца всё чаще сводится к роли кормильца семьи. Во многих семьях дети и вовсе не контактируют с сильной половиной родителей. Кажется, будто мужчины просто убегают от своих обязанностей. И когда у ребёнка начинаются проблемы в школе, связанные с недостаточной активностью или направлением этой самой активности не в то русло, отцы попросту не осознают, что это – их вина. Отцы часто прикрываются тем, что якобы не знают, что привнести в воспитание ребёнка или как найти к нему подход. Ещё глупее они говорят, что женщинам легче из-за их материнского инстинкта. На самом делемамам куда сложнее, чем папам. Проще им лишь в одном: между матерью и ребёнком изначально существует связь. До рождения – физическая, после она становится эмоциональной. Мужчинам же нужно приложить немного усилий, чтобы эту связь установить.
От отца в воспитании требуется не так уж много. Примером такого скромного (но полезного) вклада может стать любое совместное дело, которым отец может заняться вместе с ребёнком – особенно с сыном. Проще всего обратиться к спортивным играм. Не любят спорт? Зря – ребёнку он полезен хотя бы в небольших количествах. Но это дело пап – можно найти другое занятие, сделать что-нибудь вместе с ребёнком (скворечник, будку для собаки, полку для вещей ребёнка – да что угодно). Можно с уверенностью сказать, что даже с дочерью хороший отец сможет найти много общих увлечений. Главное – желание.
Иногда ситуация принимает другой оборот: женщины могут просто не доверять своим мужьям воспитание ребёнка. Но одно дело, когда мужчина даёт повод для недоверия. С этим вопросов нет: ненадёжный отец – плохой отец. Другое дело, когда женщина в своём недоверии руководствуется стереотипом – «мужчины – плохие воспитатели». Вот это в корне неверное суждение. Мужчины могут воспитать ребёнка не хуже, а порой и лучше женщин. Всё зависит от качеств самого человека. Но ограждать хорошего отца от его ребёнка мать просто не имеет права. Можно разделить обязанности по воспитанию! И тогда могут появиться свободные минуты и без того нелёгкой жизни.
Многое в жизни ребёнка зависит в равной степени от отца и от матери. Главное, чтобы ребёнок рос в здоровой семье и не был окружён постоянными конфликтами между родителями. Да, ребёнок может молчать, казалось бы, вовсе не реагируя на окружающие события. Но ведь на самом деле он, как губка, впитывает все происходящее. Все события проходят сквозь него. И конфликты между родителями могут попросту привести к неисправимым психологическим травмам. Проблемы родителей станут проблемами ребёнка, только в более неприятной форме. Родителям необходимо стараться создать вокруг ребёнка здоровую атмосферу!
Родители – пример для ребёнка. Как часто приходится слышать нецензурную лексику из уст совсем маленьких детей! Их ответ на все порицания прост: мама с папой говорят, почему мне нельзя? Родители – авторитет для ребёнка. Нельзя допустить, чтобы этот авторитет стал плохим примером. Родители должны держать себя в рамках при детях, и, в конце концов, это поможет самим стать чуточку лучше.
Трудно перечислить в нескольких абзацах всю важность влияния отца и матери на ребёнка. Отношения между родителями и детьми становятся центральной темой многих трудов по психологии. Не ленитесь изучать их – там часто можно почерпнуть множество полезных знаний. Эти знания помогут вам совершенствовать себя как воспитателя, как родителя. К тому же, что известно всем насчёт совершенства? Что ему нет предела! Человек может научиться всему, в том числе и как быть хорошим отцом или матерью. Вы только скажите родителям: «Они могут!». А уж помощь в этом деле найдётся. И тогда они поймут, что главное – не только быть готовым ко всем неприятностям, но и предупреждать большинство проблем заранее.
Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил.
Начало анатомо-физиологической перестройки организма младшего подростка. Первые признаки возникновения чувства взрослости. Склонность к самоанализу.
Начало перестройки взаимоотношений подростка с товарищами, особенности отношений мальчиков и девочек. Подросток и взрослые. Воспитание у учащихся умения анализировать и правильно оценивать свои поступки.
Особенности поведения младших подростков. Влияние на их поведение повышенной утомляемости.
Некоторые общие условия успешного воспитания подростков в семье: учет психических и физиологических особенностей, знание основных показателей функциональных расстройств в организме ребенка; сочетание уважения личности подрастающего человека с требовательностью к нему, согласованность воздействий семьи и школы.
У вас в семье растет подросток. Это действительно ко многому обязывает. Он может оказаться «трудным», если вы не поймете, что ваш милый, славный, послушный ребенок, который еще вчера ходил во второй, третий класс, держась за вашу руку, и послушно выполнял ваши распоряжения, наставления, прилежно делал домашнее задание, а в минуту радости мог подскочить к вам, обнять, при всех поцеловать, приласкаться – сегодня уже не тот. Он сердито выдергивает руку, когда вы по старой привычке пытаетесь взять ее, чтобы перейти дорогу, с возмущением протестует против категорических распоряжений, с раздражением отклоняется от нежных родительских объятий (особенно при свидетелях).
Не удивляйтесь, не огорчайтесь, не возмущайтесь... У вас в семье растет подросток. Непослушание, своеволие, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных особенностей подросткового возраста. Лишь как следствие ошибочного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности, как результат непродуманных воспитательных воздействий, возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся неизбежными. Так, непонимание воспитателями истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его действий приводят его к сопротивлению воспитательным воздействиям.
В то же время мир воспринимается и осваивается подростком прежде всего с помощью взрослых. Подростку необходимо общение с взрослыми, совместная с ними деятельность. И эти взрослые, в том числе и родители, должны знать особенности подросткового возраста, учитывать его своеобразие.
Если родители знают об этих особенностях, готовы к встрече с ними, их ждет радость общения с этим особым «народом», идущим по пути мужания и социального созревания. Если нет – неизбежны конфликты, бессонные ночи, сердечные мучения и состояние бессилия, страшнее которого трудно что-либо придумать.
Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста. С физиологической точки зрения этот период характеризуется:
– интенсивным ростом;
– резким повышением функции обмена веществ;
– усилением деятельности желез внутренней секреции.
В эти годы рост увеличивается на 5–8 см, причем девочки растут быстрее в 11–12 лет и поэтому в это время кажется, что мальчики меньше ростом. Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Подросток осознает свою угловатость; старается замаскировать свою нескладность – принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей.
Увеличение роста, мышечной силы с радостью воспринимается подростком как явные признаки его взрослости. Вместе с тем работа сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил. Мы порой не замечаем или не понимаем таких неровностей поведения, нас обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость ребенка. И мы чаще всего, раздражаясь, говорим: «Конечно, гонять в футбол – так в первых рядах, а дело делать не допросишься».
Усиленный рост органов и тканей предъявляет свои особые требования к сердечно-сосудистой системе. Интенсивный рост сердца приводит ежегодно к его увеличению на четверть. Сосуды же в своем росте несколько отстают, именно поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, так как возрастающая нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов. Исключительную перестройку в подростковом возрасте претерпевают железы внутренней секреции. Изменения здесь настолько значимы, что ученые склонны описывать их, как настоящую «гормональную бурю». Под влиянием гормонов – физиологически активных веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции, происходит бурное физическое развитие организма, под их же влиянием идет половое созревание, окончательно формируются органы, а также вторичные половые признаки.
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на его поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности. Так, в известной книге «О подростках» А. И. Краковский пишет: «В период обучения в 5 классе упрямиться стали учащиеся в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе; в 10 раз возросло количество случаев противопоставления себя учителям; в 7 раз увеличилось число ребят, в поведении которых проявилось стремление поступить вопреки чужой воле; в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще – своеволие; наконец, в 42 раза больше стало недостаточно мотивированных поступков». Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния, а мы с вами не вправе требовать от него способности к исчерпывающей и постоянной самооценке.
Одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка занимает чувство взрослости. Впервые возникшее в этом возрасте, оно доставляет немало хлопот и неприятностей как учителям, так и родителям. Чувство взрослости выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства взрослых, отстаивает свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной независимости, отсюда – их болезненная чувствительность к оценкам взрослых, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, игнорировать их взрослость, недооценить их права. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, взглядами, уважали их, причем не только на словах, но и на деле. Отношение к нему старших, как к «маленькому», глубоко обижает его. «Борьба за независимость» подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток ведь «борется» не против родителей, а против своей зависимости от них Он должен понять позицию своих родителей в том или ином случае, чтобы иметь к ней свое отношение. Все подростки осознают, что они нуждаются в руководстве, но они редко говорят об этом своим родителям. В то же время родители должны понимать необходимость разумного обсуждения с детьми некоторых вопросов. Важно, чтобы родители проявляли уверенность в своих детях, проявляли в общении с ними тактичность и находчивость. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства, того, что было в какой-то мере оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. По отношению к подростку необходимо отказаться от злоупотреблений тоном категорических распоряжений и приказов, безоговорочных и безапелляционных. С подростком лучше разговаривать тоном убеждения, совета, просьбы.
Одним из самых важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознавать себя личностью. В младшем возрасте нет желания оценить себя. «Что я за человек?», «Какая от меня польза?», «Что у меня хорошего?», «Какие у меня недостатки?». У подростка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывая для себя свое «я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых, родителей, коллектива товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Особенность самосознания младших подростков заключается также в том, что хотя они стремятся понять самого себя, они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свои успехи и неудачи. Поэтому каждый неуспех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Поэтому для подростков характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок. Этими же особенностями самосознания объясняется повышенная чувствительность подростков к тому, как относятся к ним окружающие, их «ранимость», выражающаяся в обидчивости, упрямстве, вспыльчивости, а иногда в грубости и резкости. Именно это является причиной возникновения уже с 5-го класса частых конфликтов, вспыхивающих между детьми, а чаще между детьми и взрослыми. Очень важно правильно оценивать личность подростка, чтобы не вызвать у него двух противоположных, но одинаково отрицательных переживаний – чувства превосходства над другими и чувства неполноценности.
Интерес к своей личности не ослабляет у подростка интереса к внешнему миру. Напротив, в этом возрасте у детей укрепляются связи с коллективом, товарищами. Для подростков характерно определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Резко выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя приводит не всегда к положительному результату, и если у подростка не получается решить эти задачи в классе, он непременно будет искать другие пути. Помочь найти себя и занять адекватное место могут взрослые.
В этом возрасте ярко проявляется стремление к общению с товарищами, стремление к жизни в коллективе сверстников. Для младших подростков характерно заметное развитие чувства личной дружбы, настоящей потребности в дружеском общении. «Не представляю себе жизнь без дружбы», «Дружба – это самое лучшее, что может быть у человека», – считают подростки. Мотивы дружбы становятся более глубокими. Дружат уже не только потому, что сидят за одной партой или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения и симпатии, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Если раньше друг находился сам собой, то теперь подросток не склонен пассивно ждать, когда придет дружба. Он активно стремится найти близкого товарища, друга, присматривается с этой точки зрения к своим одноклассникам, пробует их в соответствующем качестве. Дружеские отношения в подростковом возрасте являются более глубокими, содержательными и устойчивыми, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно.
Нам, взрослым, нельзя игнорировать половой компонент личности младшего подростка. Последствия начинающейся в данном возрасте физиологической перестройки организма не одинаковы для представителей различных полов, осознаются эти последствия мальчиками и девочками не в равней мере, что не может не сказаться на «картине их поведения». Осознание этих последствий девочками приводит к мучительной «переоценке ценностей», и пятиклассницы при этом не только становятся старше психологически, но и занимают впервые прочно столь характерную для них впоследствии внутреннюю позицию «женщины», в связи с чем в поведении их появляются уже отличия от девочек-четвероклассниц и мальчиков-пятиклассников. Так, девочки отличаются от мальчиков в выборе средств самоутверждения. Они реже обращаются к негативному с целью утвердиться во мнении одноклассников. Значительно реже они своевольничают. В большей, нежели мальчики, мере прибегают к маскировке осознанных недостатков. В 11 лет девочки проявляют высокую чувствительность к попыткам делить людей на группы по половому признаку, и неуважительное отношение к женщине, как таковой рассматривается ими как оскорбление. Интерес к внутреннему миру других людей в этом возрасте расчетливее выражен у девочек. У них легче сформировать чувство ответственности за порученное дело, они исполнительнее. Они же обычно острее реагируют на ущемление своих прав и дольше сопротивляются воспитателям, прибегающим к непедагогическим мерам воздействия. Сосредоточенность на личных переживаниях ярче выражена у девочек и встречается чаще, чем у мальчиков. У девочек присутствует интерес к своей наружности, в то время как у мальчиков внешность не обладает еще значимостью. Обращает на себя внимание, что мальчики в этом возрасте дружат только с мальчиками, а девочки только с девочками, и это при том, что уже пятиклассникам не чужда романтика любви.
Таким образом, подросток – это противоречие между бурным физическим развитием и положением «ребенка»; между стремлением «казаться» и неумением «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к личной свободе и неумением правильно распорядиться ею. Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью школьников, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим. У подростков появляется стремление быть похожими на взрослых не только по внешним проявлениям, но и по определенным «стандартам поведения». Меняются их взгляды на себя, на окружающих Возраст этот, хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, может быть больше, чем какие-либо другие, зависим от реальностей окружающей жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На гранях такого перелома от родителей требуется особая чуткость и поддержка. Будем же внимательны и добры.
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.
Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).
В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.
Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.
Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.