Рэкамендацыі настаўнікам

Информация о работе круглосуточной прямой телефонной линии Министерства внутренних дел по приёму сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей (8017- 372-73-87), а также номера телефона начальника ИДН Новогрудского райисполкома Богданенко Александра Васильевича (рабочий – (801597)2-07-36, м.т. 80296788801)

Возрастные кризисы глазами психолога и педагога

К.Н. Поливанова

кандидат психологических наук

Кризисы психического развития – традиционный предмет психологического анализа. Начиная с П.П. Блонского все крупные исследователи, работавшие в русле психологии развития, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету.

Психологический климат в классе

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).

У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.

Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.

Способы преодоления и предотвращения стресса

Три основные – древние, как мир, но заново осознаваемые и переживаемые каждым поколением идеи.

I Здоровье – физическое и неэтическое – связано с мироощущением, “настроем” и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, и чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.

II Человек ответственен за свою жизнь и свое здоровье. Понимание именно этой ответственности может очень многое изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.

III Сохранение или обретение здоровья неосуществимо без соразмерности ваших возможностей и притязаний. Как сказал Станислав Ежи Лец, “поднимайся над собой, но не теряй себя из виду!”

Одиннадцать важных «если»:

1. Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.

2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

5. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

10. Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.

11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Памятка классному руководителю по работе с подростками, склонными к истерическим реакциям

1. Игнорировать истерические реакции

2. Предупредить группу не обращать внимания в момент истерики

3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения

4. Не стремиться угодить

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно)

6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки

7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, т.к. жажда признания неутолима

8. Определить круг доступных притязаний

9. Не предоставлять требуемые им льготы больше, чем другим

10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой

11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.

12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного

13. Усилить систему поощрений и наказаний (выполнение монотонной работы – это он запомнит надолго)

14. Если подросток осознал свой проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Единство требований педагогов, воспитателей и родителей.

16. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение

17. Подросток должен нести ответственность за помощь по дому, за подготовку к занятиям. Контроль не постоянный

18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделал до конца первое

19. Повышать самооценку, уверенность в себе

свернуть

Памятка классному руководителю по работе с застенчивыми подростками ex

Этим учащимся свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, низкая адаптивность. Переживания за свое здоровье и своих близких. Проявляют навязчивость и мнительность, застенчивость. Для них важно, как выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.

1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности

2. Не включаться в игру его болезней. Наблюдать за его реальным состоянием и давать посильную работу

3. Включать в общественные дела (периодические поручения)

4. Хвалить самостоятельность

5. Стимулировать личную ответственность

6. Не создавать напряжение во взаимоотношениях, не угрожать

7. Отношения ровные, открытые. Подросток должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Он должен уходить после разговора с вами успокоенным.

8. Если уровень его притязаний завышен, помогите ему найти адекватный

9. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы подросток на пике эмоций выбегал из аудитории – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из аудитории, чтобы не закрепилась привычка уходить при негативных переживаниях. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.

10. Иногда позволить отвечать с места или письменно, а не у доски

11. Как правило это подростки из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. Для них страшно ошибиться и кого-то подвести. Задача педагогов научить их спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом различные варианты решения проблемы.

свернуть